«Автора- на сцену!»

Юрий Поляков

«Конкурс «Автора — на сцену!» задуман как долгосрочный»
Имена театральных актеров и режиссеров на слуху, но ни одна постановка — от рядовой до самой значительной — невозможна без сценариста. Авторы пьес сегодня остаются в тени, о них вспоминают не так часто. Исправить ситуацию призван Международный творческий конкурс «Автора — на сцену!». О проблемах и надеждах цеха корреспонденту «Культуры» рассказал председатель жюри писатель Юрий Поляков.
культура: Что такое «Автора — на сцену!» Чего Вы ожидаете от конкурса?
Поляков: «Автора — на сцену!» — совместный проект недавно созданной Гильдии драматургов России и ООО «Театральный агент». У нас, к сожалению, дефицит общедоступной современной драматургии: экспериментальных пьес много, но они в репертуаре не задерживаются. Ставят их, как правило, на малой сцене или вообще ограничиваются читкой. Получился порочный круг: в театрах говорят, что нет нормальной современной пьесы, которую можно было бы удержать в репертуаре, а авторы не пишут, так как их произведения не нужны режиссерам.
В жюри нашего конкурса вошли известные драматурги: Александр Пудин, Юрий Бутунин, Владимир Малягин и другие. Мы выберем десять пьес современных авторов, среди которых могут быть и произведения, написанные на языках народов России. Начало конкурса было объявлено в день рождения Горького, одного из крупнейших русских драматургов XX века. Имена победителей опубликуем в декабре, в разгар театрального сезона. Лучшие пьесы будут напечатаны в альманахе «Драматургия и театр». Десять региональных театров, которым по итогам конкурса будет предоставлено право первой постановки пьес-победителей, получат от «Театрального агента» по полмиллиона рублей.
культура: Произведения победителей не будут ставиться в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Почему было принято такое решение?
Поляков: Для обеих наших столиц 500 тысяч рублей — деньги небольшие, а для губернского театра — приличная сумма. Я знаком с ситуацией: в Москве и Петербурге на современную драматургию выделяется достаточно средств, это и федеральные деньги, и финансирование со стороны департаментов культуры обоих городов. А вот в регионах с этим сложнее. Поэтому мы предполагаем, что работы на конкурс будут присылаться писателем и театром совместно. Если нет — мы поможем драматургу с подбором площадки. В этом плане «Автора — на сцену!» отличается от значительного числа конкурсов, по результатам которых выбираются два-три лучших произведения, победители получают дипломы и остаются со своими текстами наедине. Десять пьес, которые будут поставлены при поддержке ООО «Театральный агент», — это серьезный вклад в развитие современной драматургии.
культура: Конкурс — единовременная акция?
Поляков: Нет, мы задумываем его как долгосрочный проект. Правда, сейчас пока нельзя сказать, сохранится ли он в том же формате.
культура: Чествование победителей совпадает по времени с первой годовщиной Гильдии. Есть цели, которых Вы хотели бы добиться к этому моменту?
Поляков: Думаю, об этом говорить пока рано: в конце года мы провели учредительный съезд и сейчас только получили регистрационные документы. Как ни странно, у нас есть объединения театральных критиков, сценаристов и так далее, а организации драматургов не было. Напомню, что в Советском Союзе в Московской писательской организации было творческое сообщество, в которое входило около 300 человек. Возглавлял ее сначала Алексей Арбузов, потом Михаил Шатров. А секретарем парторганизации, которая насчитывала около сотни человек, был Валентин Азерников, автор сценария фильма «По семейным обстоятельствам». Драматургические объединения были во всех крупных писательских артелях. Они решали и творческие, и бытовые вопросы. Правовых при советской власти перед нами не стояло, так как в те годы надувать драматургов было некому. Сейчас ситуация изменилась, поэтому мы и назвали свое объединение Гильдией. Главное сегодня — решение профессиональных вопросов. Это и защита авторских прав, и проблемы распространения, и контакты с театрами, в которых, к сожалению, очень слабо разбираются в современной драматургии. В наших планах — проведение совещания завлитов театров: именно они должны определять репертуар. Сейчас мы имеем театры художественных руководителей, которые в большинстве своем не знают и не читают современных отечественных пьес. Вся надежда на завлитов, хотя они, как правило, не влияют на репертуар.
культура: В чем суть сотрудничества с обществом «Театральный агент»?
Поляков: Во-первых, именно с его помощью мы и будем защищать права сценаристов. Наша общая работа направлена на то, чтобы драматурги могли быть спокойны: авторские отчисления до них дойдут, не затерявшись где-то. Сейчас при заключении прямого договора с театром многие сталкиваются с разными неприятностями.
культура: Одна из них — очень вольная интерпретация их произведений режиссерами?
Поляков: Да, и это как раз вопрос взаимоотношения драматурга с театром: отдавая пьесу, он заключает определенный договор. Конечно, бывают такие интерпретации, что от авторского замысла практически ничего не остается. Мои коллеги в театре не так востребованы, как это было в XIX или даже в XX веке, когда зритель шел на Островского, на Булгакова, на Розова. Только в 70-е, 80-е годы на первый план вышел режиссер как интерпретатор. И слабость нашего современного театра в том, что в нем стало слишком мало литературы и много эффектов. А ведь театр — это прежде всего слово, которое говорится со сцены. Возвращение ключевой фигуры драматурга поможет выйти театру из кризиса. Национальный театр, который не отражает происходящего в стране, в обществе и в духовной жизни, а отражает фантазии постановщика — это тупиковое направление развития.
Конкурсную работу можно направить по почтовому адресу:

105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 18, стр. 1, оф. 206-213 (Региональная общественная организация «Гильдия драматургов») и по электронной почте [email protected] марта стартовал новый Международный творческий конкурс на лучшую современную пьесу «Автора – на сцену!». Организаторы конкурса – Региональная общественная организация «Гильдия драматургов России» и ООО «Театральный агент».

Дата объявления конкурса не случайно совпала с днем празднования 150-летия великого русского писателя и драматурга Максима Горького. Новаторские пьесы Горького оказали огромное влияние на становление и развитие новой театральной драматургии в России. Современное театральное искусство как никогда остро нуждается в обновлении.

Жюри конкурса возглавит председатель Гильдии драматургов России Юрий Поляков.

Гильдия драматургов была создана совсем недавно, в декабре 2017 года. Главными задачами Гильдии были определены повышение статуса драматурга, защита его экономических прав и юридическая защита в отношениях с театрами.

Один из организаторов конкурса – ООО «Театральный агент», являющийся официальным представителем Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество», - как раз и будет защищать авторские права конкурсантов. А «Гильдия драматургов России» займется творческой составляющей конкурса.

В одном из своих недавних интервью Председатель Гильдии Юрий Поляков заявил, что собирается вернуть литературу в театры: «Это очень важно! Потому что театр начинал и переживал настоящий подъем, когда в нем появлялись Гоголь или Островский, Чехов и Горький, Булгаков и Эрдман. И, конечно, надо возвращать профессию драматурга».

10 лучших произведений, отобранных из числа номинированных на конкурс «Автора – на сцену!», будут опубликованы в альманахе «Драматургия и театр». Этот журнал пока еще только готовится к изданию. Главный редактор альманаха Юрий Поляков уверен, что к осени – ко времени подведения итогов конкурса и торжественной церемонии чествования победителей – «Драматургия и театр» уже появится в печати. Но главная награда победителям любого конкурса драматических произведений – это возможность увидеть свою пьесу на сцене. ООО «Театральный агент» окажет финансовую помощь в размере не менее 500000 рублей каждому из десяти театров России, которые будут осуществлять постановку пьес авторов – победителей конкурса.

Таким образом, в выигрыше окажутся также и региональные театры, страдающие от дефицита современных пьес, они смогут обновить свой репертуар.

Общий срок проведения конкурса «Автора – на сцену!»: с «28» марта 2018 года по «10» декабря 2018 года. Подробно об условиях, организаторах, правилах проведения конкурса, количестве победителей по результатам конкурса, сроках и месте чествования победителей можно ознакомиться на официальных сайтах Гильдии драматургов России www.gprussian.ru и ООО «Театральный агент» www.teatral-agent.ru

Оргкомитет

Поляков Юрий Михайлович

г. Москва

Председатель жюри, Председатель гильдии драматургов России

Бутунин Юрий Алексеевич

г. Москва

Член жюри, Ответственный секретарь конкурса

Виктория Викторовна Сладковская

г. Москва

Член жюри, Генеральный директор ООО " Театральный Агент"

Ломовцев Юрий Олегович

г. Санкт-Петербург

Член жюри, Председатель Гильдии драматургов г. Санкт-Петербурга

Смирнова Галина Юрьевна

г. Санкт-Петербург

Член жюри, кандидат филологических наук, член Гильдии драматургов г. Санкт-Петербурга

Пудин Александр Иванович

Драматург, публицист, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств России. Народный писатель Республики Мордовия, лауреат Государственных премий Республики Мордовия, лауреат премии города Москвы.

Малягин Владимир Юрьевич

Член жюри

Драматург, прозаик, сценарист. Главный редактор издательства «Даниловский благовестник».Член Союза писателей России. Руководитель семинара драматургии в Литературном институте имени А.М. Горького.




Уважаемые участники конкурса «Автора- на сцену!» члены жюри, сотрудники Оргкомитета Конкурса не комментируют, не вступают в какую-либо переписку, публично не оценивают присланные работы, не дают интервью, не высказывают свое мнение и не сообщают о победителях Конкурса до его официального завершения.

Автор Ф.И.О. Название пьесы Страна Город
1 Нагорый Глеб Юрьевич Салон ритуальных услуг Россия Москва
2 Алифанов Иван Геннадьевич Дети понедельника или очень трудный день Россия Нижегородская область
3 Димитрин Юрий Георгиевич Да здравствует папа Россия Санкт-Петербург
4 Родин Игорь Олегович Последний канцлер Россия Москва
5 Древлев Игорь Владимирович Рукопись орильякского монаха Россия Московская область
6 Уставщиков Алексей Викторович Урок первый. Воскресенье Россия Санкт-Петербург
7 Алиева Марина Владимировна Вам может быть знаком... Россия Воронеж
8 Цапик Алексей Алексеевич Перерыв на обед Россия Москва
9 Иоос Елена Время "Ч" Германия
10 Кожевников Лев Афанасьевич Любимое блюдо каннибала Россия Казань
11 Абрамов Ян Петрович Пингвины Россия Нижний Новгород
12 Овсянникова Мария Сергеевна Слушать нужно сердце Россия Ставропольский край
13 Степнова Ольга Юрьевна Девочка моя Россия Новосибирск
14 Хузахметова Рауза Менгалимовна День, ночь. Россия Казань
15 Бобров Глеб Леонидович Оглашение Крама ЛНР Луганск
16 Новак Вадим, Кравченко Андрей Сценаристы или какого ху?.. Украина Харьков
17 Чигров Юрий Борисович Ангел в ботинках Россия Москва
18 Картошкин Давид Вэйнамоинстоивич Чудной сон Россия Челябинск
19 Потехина Елена Слепая девушка Россия Кинешма
20 Герланец Валерий Прокофьев Донецк
21 Скворцов Константин Васильевич Отступник Россия Москва
22 Костенко Константин Станиславович Смейся, столяр! Россия Коломна
23 Зульфикаров Тимур Касимович Дервиш и царица Хатшепсут Россия Москва
24 Лугин Юрий Леонидович Моё облако - справа Россия Ивангород
25 Таганов Евгений Иванович Последний бандит Россия г. Железнодорожный МО
26 Шарик Владимир Михайлович Муж в командировке или рога на счастье Украина Кривой Рог
27 Якимчук Николай Алексеевич Посторонний Россия Санкт-Петербург
28 Хайрюзов Валерий Николаевич Мать богов Россия Москва
29 Акимов Михаил Вячеславович Клад купца Митрохина Россия Нижний Новгород
30 Авалиани Полина, Горяева Ксения Владимировна Вредная нитка Россия Архангельск
31 Ёлшин Олег Игоревич Миллион для гения Россия Москва
32 Галыга Ксения Михайловна Светоч Россия Москва
33 Федотов Станислав Павлович Колокольчик Россия г. Реутов Московская область
34 Семинищенкова Лариса Леонидовна Браво, господа или два дня из жизни А.К. Толстого Россия г. Брянск
35 Алехандро Атуэй Дважды два Россия п. Ржавки Московская область
36 Сидоров Николай Иванович Едрит-кредит, или Нелюбовь к деньгам Россия г. Чебоксары
37 Попов Алексей Вячеславович Морг Россия г. Сыктывкар
38 Шорохова Светлана Геннадьевна, Афонина Мария Сергеевна Забытые легенды Египта г. Иваново
39 Антонов Николай Николаевич Старые счёты Россия Москва
40 Викентьева Татьяна Трофимовна Убийство на выставке Россия г. Туапсе
41 Зверовщиков Валентин Васильевич Научная организация бунта Россия г. Петропавловск-Камчатский
42 Кожевникова Светлана Алексеевна Подтасовка Россия г. Сургут
43 Алферов Валерий Викторович Закон бумеранга Россия г. Тольятти, Самарская область
44 Янов Владимир Станиславович Париж- 2217 Россия г. Воскресенск, Московская область
45 Пархоменко Андрей Владимирович. Якубовская Ирина Евгеньевна Привет КарлСон! или одиноким предоставляется... крыша. Россия г. Муравленко, ЯНАО/г. Ивантеевка, МО
46 Косенков Александр Фёдорович Вспомни имя своё Россия Москва
47 Алещенкова Вероника Вячеславовна Для чего по горным склонам расцветает миндаль? Беларусь г. Минск
48 Беккулов Роман Салаватович Сергей Есенин. Исповедь Россия г. Астрахань
49 Салихов Гасан Мирзаевич Двойной капкан Россия г. Каспийск, Дагестан
50 Бориневич Татьяна Валентиновна / Бочаров Дмитрий Сергеевич Дорога, вымощенная благими намерениями Россия Москва
51 Кобяков Вячеслав Иванович Этюд с натуры Россия Москва
52 Ворон Леонид Павлович / Ворон Ирина Сергеевна Чипизация Россия г. Санкт-Петербург
53 Штепина Анна Другое измерение Россия г. Астрахань
54 Волков Андрей Встретимся на скамейке Россия Липецк
55 Илларионов Андрей Валерьевич Трагедия в ритме свинга Россия Москва
56 Алешкевич Андрей Александрович Как Букашечка стала Божьей Россия г. Рубцовск, Алтайский край
57 Смольников Константин Аркадьевич Драматург Россия Москва
58 Алексеев Борис Алексеевич Даниил, изограф Божий Россия Москва