Юридическая помощь

Валентин Красногоров


НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Общая ситуация

В этом предложении излагаются не столько юридические
положения авторского права, сколько причины, по которым драматургам трудно или
невозможно эти положения реализовать.

Кроме юридических и финансовых аспектов, в отношениях автора
и театра существуют еще этическая и творческая сторона, но этих вопросов
(весьма больных и существенных) я не буду здесь касаться.

Я не касаюсь здесь также юридических проблем в отношениях с
киноиндудстрией. Мне приходилось заключать несколько договоров с
кинокомпаниями, но должного опыта и знания общей ситуации, чтобы уверенно о ней
судить, у меня нет.


В РФ действуют законодательные положения по авторскому праву,
которые, как будто, должны обеспечивать достаточную защиту драматургов. Права
авторов можно разделить на имущественные и неимущественные. Имущественные права
(и частично неимущественные) закреплены в Гражданском, Уголовном и
Административных кодексах РФ. Однако практическое применение законодательных
положений в большинстве случаев почти невозможно.

Неимущественные права – не менее важные - почти никак не
защищаются и обычно не соблюдаются.

Присвоение физической собственности рассматривается законом
как уголовное дело; присвоение интеллектуальной собственности обычно разбирается в судах как гражданское дело (за
редкими исключениями).

Автор должен долго и дорого судиться, чтобы в лучшем случае
получить свой гонорар, но не штраф и не возмещение морального ущерба за обман,
за потраченные время и деньги на судебный процесс. Так что театры, не платя
гонорар, практически ничем не рискуют. Судебное производство очень медленное, а
театральный процесс быстрый и летучий. Пока автор пишет жалобы в театр во
Владивосток или в Пермь, пока он решится судиться и выделить на это деньги, пока
его адвокат начнет предсудебную подготовку, пока посылаются запросы (на которые
театры не дают ответа), пока копируются и заверяются документы, пока ищутся
свидетели, пока суды разных инстанций раскачиваются,
- спектакль отыгрывается и снимается с репертуара, и судиться за прошлогодний
снег становится затруднительно.

Если бы театры знали, что за нарушение закона им неизбежно придется
выплатить автору гонорар в десятикратном и стократном размере, они бы вели себя
осторожней. Теоретически эта возможность законом предусматривается, практически
не реализуется.

Правовая просвещенность руководителей театров и продюсеров

очень слаба. Они не знают законов, не любят и не хотят их соблюдать. Театры не
умеют составлять авторские договора. Обычно это поручают почему-то завлитам,
которые тоже не знают законов. Не знают законов и авторы. Большинство из них
смутно себе представляют особенности авторских договоров.

Хорошо разработанных типовых форм авторских договоров не существует.
Договоры театров подписываются директором, но режиссер – постановщик спектакля
- этого договора не видит, с ним не знаком и не очень им интересуется. Он (да и
весь театр в целом) рассматривает договор как формальную бумажку, которая его
ни к чему не обязывает. В творческий контакт с автором режиссер обычно не
вступает, считая это совершенно излишним. Поэтому он спокойно коверкает пьесу,
нарушая закон.

Часто театры лишь сообщают о своем намерении поставить пьесу
(или даже о факте состоявшейся постановки) не автору, а в РАО, и почему-то
считают, что этим они свои обязательства по отношению к автору выполнили.
Некоторые театры до сих пор считают, что за исполнение опубликованной в печати
пьесы они платить не обязаны.

Профессиональные государственные театры и, реже, частные антрепризы, в
последнее время имеют какое-то понятие об авторском праве, хотя и не в полной
мере. Однако любительским и учебным театрам это понятие вообще почти не знакомо.

В театральных вузах будущих режиссеров не обучают ни театральной этике, ни авторскому
праву.

Опытных юристов, специализирующихся в театральной сфере авторского права,
практически нет (театральная сфера составляет лишь малую часть
интеллектуального и авторского права). Судебных процессов и прецедентов, на которые
можно было опираться в судебной практике, в этой области очень мало.

Ситуация в РАО

Многие драматурги ошибочно полагают, что юридические
отношения с театрами можно поддерживать только через РАО. Лично я в последние
годы заключал договора непосредственно с театрами, минуя РАО.

РАО последние десятилетия работало крайне неэффективно,
гонорар собирался небрежно и безотчетно, права авторов не защищались,
продвижением пьес оно не занималось. Драматурги (так наз. «большие права»)
находились в периферии ее интересов.

20% от удержанных налогов РАО должно было возвращать авторам.
Оно никогда этого не делало.

В 2017 г., вследствие коррупции, РАО развалилось на обломки.
Театрально-авторские дела переданы теперь ООО «Театральный агент». Бывшая сеть
филиалов и агентов РАО по стране расформирована, а новая, видимо, еще не
налажена и далека от совершенства. «Театральный агент» занимается сейчас, в
основном тем, что склоняет драматургов к передаче ему ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ прав на
управление использования произведения. Поскольку авторы не всегда отличают
исключительные права от неисключительных, можно предвидеть, что они такие права
«Агенту» отдадут и останутся бесправными. Как будут поставлены сбор гонорара,
контроль за исполнением пьес, защита
юридических интересов авторов, - неизвестно. Ситуация крайне тяжелая, и
разгрести ее будет нелегко.

Проблемы зарубежных постановок

Когда за рубежом театр хочет поставить пьесу российского
автора, он часто обращается не прямо к автору, а в РАО (прямо или через свое
национальное агентство), а РАО очень часто просто не отвечает и не уведомляет
об этом автора. Следует установить с зарубежными агентствами контакты и перенаправить
обращения из-за рубежа нашей Гильдии.

Защитить произведение от пиратской постановки за рубежом крайне
трудно. При этом часто грубо нарушаются и неимущественные права автора
(переделки пьесы, изменение названия и пр.)

Основные законоположения по авторскому праву

Среди основных законоположений по авторскому праву, которые и
авторам, и театрам не мешает знать и соблюдать, можно назвать следующие.

1. Гражданский кодекс
РФ. Статьи 420-453 (о договорах) и Часть четвертая (Интеллектуальное право,
ст. 1225-1344).

2. Уголовный кодекс
РФ, ст. 146 (наказание за контрафактное исполнение и плагиат).

3. «Кодекс об административных правонарушениях РФ» (КоАП), статья 7.12. «Нарушение
авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав».

4. Постановление
Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года N 218 "О
минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования
произведений литературы и искусства" (Приложение N 1)

5. «Бернская конвенция
по охране литературных и художественных произведений» (принята 9 сентября
1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.). Она
действительна для всех стран, присоединившихся к Конвенции, в т. ч. для
Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Латвии и еще 160-ти стран. Статьи 11
и 12.

Законы, в целом, правильны, однако соблюдаются они плохо и не

в полном объеме, а в случае их нарушения автор оказывается в споре с театром
бессильным.

Имущественные права

К ним принадлежат:

- право на воспроизведение;

- право на распространение;

- право на публичный показ и публичное исполнение;

- право на передачу в эфир;

- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

- право на перевод;

- право на переработку.

Наиболее частые случаи нарушения имущественных прав драматургов:

Постановка пьесы без разрешения автора и
заключения договора (контрафактная или «пиратская» постановка);

Постановка пьесы под именем другого автора или
вообще без имени (плагиат) – часто с переменой названия.

Навязывание автору низких гонорарных отчислений
– часто даже более низких, чем это установлено постановлением Правительства РФ №218;

Навязывание автору посредника (например, РАО или
ООО «Театральный агент»);

Невыплата или неполная выплата оговоренного в
договоре гонорара при эксплуатации спектакля.

Недобросовестная финансовая отчетность театров,
продюсеров и посредников. Скрытие реальных доходов от эксплуатации спектакля.

Нарушение авторского права третьими лицами
(например, организаторами проката спектаклей и владельцами залов).

Размещение видеозаписей спектакля в Интернете.

Использование переработанных без разрешения
автора произведений (например, в формулировке «по мотивам»).

Затрудненность защиты авторских прав при
постановке за границей, особенно в странах СНГ.

Постановление правительства РФ №218 устанавливает минимальную ставку авторского вознаграждения за исполнение

пьесы 8% от поспектакльного сбора. Между тем, театры не стесняются предлагать
автору пять-шесть процентов, а то и три, ссылаясь на свое тяжелое финансовое
положение (а другого у театров не бывает), или на то, что такой-то знаменитый
драматург берет всего два процента и пр. Автору, особенно начинающему, спорить
с театром трудно, и он вынужден уступать. Такая практика выкручивания рук
приводит к тому, что драматургов, способных существовать литературным трудом, в
нашей большой стране можно пересчитать по пальцам. Они вынуждены зарабатывать
на жизнь другими способами, что отрицательно сказывается на результатах их
творчества. В итоге проигрывают и театры, и драматургия.

Вопреки распространённому мнению, обязанность платить гонорар
распространяется и на исполнение бесплатных спектаклей. Автор может, конечно,
предоставить право любителям или студентам играть спектакль безвозмездно, что
он чаще всего и делает.

В случае возникновения тяжбы с театром, судиться приходится
по месту нахождения театра. В такой огромной стране ведение процесса против
театра, удаленного на тысячи километров, становится для драматурга практически
непосильным.

Неимущественные права.

К ним, в частности, относятся:

право на авторство, на имя в афише и рекламе;

право на неприкосновенность произведения;

право участия в репетициях и подготовке
спектакля;

право на получение информации о публичном
исполнении: видеозаписи спектакля, афиши, фотографии, рецензии, извещения о
дате премьеры;

право присутствия на премьерах;

право на защиту репутации;

право одобрения состава создателей и
исполнителей спектакля;

Имя авторов на афише и в рекламе нередко сознательно опускается.
На афишах антрепризы фигурируют аршинными буквами лишь имена актеров, на афишах
стационарных театров прежде всего стоит фамилия постановщика, и не всегда –
автора пьесы.

И профессиональные театры, и любительские (а также сами авторы) не знают, что "при издании, публичном исполнении или ином использовании
произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было
изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени
автора" (ст. 1266 Гражданского кодекса РФ).

Неприкосновенность авторского произведения охраняется также статьей 12 «Бернской конвенции по охране литературных и художественных
произведений» (принята 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской
Федерации 13 марта 1995 г.). Она действительна для всех стран, присоединившихся
к Конвенции, в т. ч. для Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Латвии и
еще 160-ти стран. На нее следует опираться в отношениях с театрами зарубежных
стран, где право РФ не действует. В статье говорится: «Авторы литературных и художественных произведений пользуются
исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и другие переработки
своих произведений.»

Изменения в пьесе при ее постановке без согласования с автором
(сокращение, перестановка сцен, изменение финала или внесение в нее текстов и
вставок собственного сочинения, изменение заглавия) стали нормой. Даже
начинающий режиссер приступает к работе над пьесой с того, что берет карандаш и
усердно зачеркивает слова, строки и страницы и вписывает свой текст, причем
проделывает все это, еще не дочитав пьесу до конца.

Надо ясно понимать, что так называемый «режиссерский» театр, возводящий в
принцип произвольное обращение с текстом и необузданную свободу трактовки
пьесы, противоречит закону. С точки зрения театроведческой можно рассуждать о
праве режиссера изменять текст, с точки зрения закона эти действия недопустимы.

Право на имя и на неприкосновенность оговаривается законом. Что же

касается прочих неимущественных прав, за них надо еще побороться. По понятным
причинам драматург имеет право знать, кем будет поставлен спектакль, какова
будет трактовка пьесы, кто будет художник и композитор, кто назначен на роли. Театры
никогда это с автором не обсуждают и не согласовывают. Разумеется, театры не
допускают участия автора в кастинге, репетициях. После того, как постановка
состоялась, драматургу важно знать, каков был спектакль, имела ли пьеса успех,
и каковы отзывы критики на ее постановку. Все это содержится в видео, афише,
программке, фотографиях и рецензиях. Театры редко удосуживаются сообщить автору
о премьере и послать автору эти материалы, даже если это предусматривается
договором. Между тем, это очень важно. Драматург оттачивает свое мастерство на
взаимодействии с театрами и зрителями, где бы ни ставилась пьеса – в престижном
столичном театре или в небольшой любительской студии. Кроме того, наличие видео
позволяет определить, искажался ли замысел драматурга при постановке. Лишать
его взаимодействия с театром недопустимо.

Все эти условия надо сделать частью типового договора.

Любительские театры

Проблема не так проста и безобидна, как кажется.

В стране существуют тысячи любительских, народных, студенческих,
школьных, учебных и иных театров, студий и групп, и число их, к счастью,
неуклонно растет. Иногда эти коллективы формируются только для постановки
одного спектакля, иногда они устойчиво процветают многие годы, участвуют в
фестивалях, получают призы и награды. Самодеятельные театры воспитывают в
участниках и зрителях любовь к литературе, театру, искусству. Во многих
небольших городах и поселках они нередко являются единственными очагами театральной
жизни. Поэтому они, безусловно, заслуживают всяческой поддержки и поощрения. Драматурги
с любителей денег, как правило, не требуют. Обвинять их в жадности и
неоправданных претензиях нет никаких оснований

При всем при том любительский театр, как и всякий театр, должен соблюдать
авторское право. Любители крайне редко сообщают драматургу о своем намерении
поставить его пьесу (и тем более не спрашивают у него разрешения). Более того:
подражая своим профессиональным собратьям, режиссеры-любители смело кромсают
пьесу, сокращают и дополняют ее, меняют название, а порой и вовсе забывают
упомянуть имя автора. Все это отрицательно сказывается на репутации драматурга.
Можно не знать законов, но иметь представление об элементарной порядочности
должен каждый. Сообщить о прошедшей премьере, о том, как она принята публикой и
пр., любителям, как и профессионалам, тоже почему-то так и не находится времени.

Весьма распространен миф о том, что законы об авторском праве
любительских театров никак не касаются. Это неправда. С точки зрения авторского
права между всеми видами театров: государственными, муниципальными,
любительскими, учебными, частными,- нет никакой разницы: законы об авторском
праве одинаковы для всех. Поэтому, любительские
театры должны соблюдать авторское право точно так же, как профессиональные.

Провести теперь грань между самодеятельным и частным театром не всегда

возможно. Все чаще любительские театры делают свои спектакли платными, и их
можно понять: надо платить за
изготовление и покупку реквизита, декораций и костюмов, за рекламу, за аренду
зала, за репетиционные площадки, за перевозку и транспорт, и пр. Почему же они
всем и за все платят, а драматурга всегда просят «войти в положение»? Бедность
театров к делу не относится и не может являться оправданием кражи
интеллектуальной собственности. К тому же неизвестно, кто беднее – театры или драматурги, подавляющее большинство
которых не могут обеспечить себя литературным трудом. Оплата, даже символическая,
была бы им полезна хотя бы для самоутверждения. Наконец, непонятно, почему
бедность может служить оправданием искажения пьесы, перемены ее названия,
отсутствия имени автора в рекламе, и чем она препятствует установлению
творческого контакта с драматургом. Электронное письмо денег не стоит. Истинная
причина в том, что труд драматурга просто не уважают.

Теперь все чаще наблюдается еще одна тенденция: любительский театр
перерастает в бизнес. Какой-нибудь театральный деятель (артист, режиссер,
педагог) организует театральную студию (или курсы, театр и т.п.) и под флагом
любительского театра начинает систематически давать платные спектакли. Участники спектакля и руководители студий, поставив
спектакль, хотят, к тому же, увековечить свою работу для себя и своих друзей и
родственников, а заодно прорекламировать свою студию или курсы. С этой целью
они помещают спектакль в интернет, снова грубо нарушая этим закон. При
этом спектакль появляется в интернете без указания имени автора, даты и места
постановки и даже названия театра; например, «Комната невесты». Выпускной
спектакль третьей группы».

В стране проводятся многочисленные фестивали любительских театров.
Руководству этих фестивалей в голову не приходит предупредить участников о
необходимости соблюдать авторское право и не допускать к показу пиратские
спектакли.

Любители, обычно работая в трудных условиях и почти без бюджета,
естественно ожидают от драматурга понимания и поддержки. Но в таком случае и
любителям надо относиться к автору с уважением и пониманием. Ситуация медленно
улучшается, но еще очень далека от совершенства. Ежегодно имеют место тысячи
нарушений закона.

Общие предложения

1. При первой возможности включить в работу Гильдии (в штате или по
договору) квалифицированного адвоката по авторскому праву.

В некоторых случаях желательно выступать с требованиями соблюдения
авторского права коллективно. В случае нарушения авторских прав действия
общественной организации будут гораздо эффективнее, чем действия
драматурга-одиночки.

2. Разработать юридически грамотные и практически реализуемые типовые
договора нескольких видов - в зависимости от ранга города и театра, а также типа
театра (гос. театр, любительский, антреприза и пр.)

3. Организовать совещание юристов – специалистов в области авторского
театрального права, обсудить проблемы существующего законодательства и
процессуальной практики, выработать рекомендации. Желательно провести такое
совещание и обсуждение совместно с Министерством культуры, СТД и
представителями театров. Инициировать обсуждение этой проблемы в СМИ.

4. Установить в регионах взаимодействие с юристами, которые смогут и
захотят защищать интересы драматургов в разных районах страны (см. далее о
подсудности).

5. Организовать юридический ликбез (лекции и т.п.) драматургов.

6. Установить, по возможности, взаимодействие с релевантными организациями (СТД, РАО, зарубежные
агентства и пр.) по этим вопросам.

7. Подготовить предложения законодательной и исполнительной власти по
улучшению практической реализации авторского права (см. далее).

8. Предложить меры по упорядочению правовых отношений с любительскими
театрами.

Предложения в законодательной сфере

1. В 2006 г. Верховный суд отменил раздел III Постановления Правительства РФ от
21 марта 1994 года N 218, в котором устанавливались нормы, определяющие порядок
начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение
произведений, в частности, круг плательщиков и их обязанности. Несмотря на то,
что с тех прошло 12 лет, новые законодательные нормы взамен не определены и не
приняты (хотя такие попытки предпринимались), что создает трудности при защите
авторских прав. Хозяева театральных зданий, руководители клубов, зрительных
залов, дирекции фестивалей и другие организаторы спектаклей должны нести ответственность
за нарушение авторских прав и законность исполнения спектаклей. Это относится и
к гастрольным выступлениям антрепризных групп, и к фестивальным показам
любительских театров, и к спектаклям для корпоративов и вообще, к любым
спектаклям любых коллективов. Отсутствие законодательной базы создает условия
для бесправия и анархии.

Предлагается обратиться в государственные органы с предложением ввести в законодательство положения, предоставляющие
право Правительству устанавливать порядок начисления и взимания авторского вознаграждения, круг плательщиков и их
обязанности.

2. Адвокат С. А. Корнилов в беседе со мной отметил два известных

обстоятельства, которые фактически препятствуют полноценной защите авторами
своих авторских прав:

1) У автора нет возможности по своему выбору определять подсудность (т.е. суд, рассматривающий
дело).

По общему правилу дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по месту жительства или месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК

РФ). Исключения из данного правила – случаи определения подсудности по выбору
истца, установлены ст. 29 ГПК РФ. В перечне лиц, которые могут обращаться за
защитой своих прав в суд по месту своего жительства авторы отсутствуют. Таким
образом, авторы должны обращаться в суд по месту жительства или нахождения
нарушителя (театра, продюсера). Посылать адвоката или ехать самому судиться в
Магадан, Воркуту или Новосибирск практически невозможно. С учетом географии
нарушений авторского права, это явно ограничивает возможности авторов по защите
принадлежащего им права.

Предлагается инициировать
общественное обсуждение, обращение в соответствующие государственные органы,
направленное на исправление этого положения.

2). Отсутствие льготы

по уплате государственной пошлины для авторов.

До 1 января 2015 года размер, порядок и
льготы по уплате государственной пошлины, в том числе, за обращение в суды
устанавливались Законом РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2005-I «О
государственной пошлине». В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 5 «Льготы по уплате государственной пошлины»
Закона от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах
общей юрисдикции, освобождались, в том числе, истцы - по спорам об авторстве, авторы - по искам,
вытекающим из авторского права, а также из других прав на интеллектуальную
собственность.

С 1 января 2005 года авторы произведений
исключены из перечня лиц, которые освобождены от уплаты государственной пошлины
при обращении в суды. (ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. )

По мнению С. Корнилова, подобные изменения в
законодательстве являются нарушением п. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только
в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства».

Предлагается инициировать общественное обсуждение, обращение в соответствующие
государственные органы, направленное на исправление данного положения. В
установленном порядке обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой о
несоответствии ст. 333.35 НК РФ Конституции РФ.

Предложения в сфере исполнительной власти

Изменение законодательства – чрезвычайно долгий и громоздкий
процесс, который продолжается годами и может не дать результатов. И не все
аспекты взаимоотношения театров и авторов охватываются статьями кодексов.
Поэтому можно и нужно действовать и в сфере исполнительной власти. Следует предложить Министерству культуры и другим
ведомствам издать ряд распоряжений, которые будут содействовать уважению
авторских прав. В частности, можно издать следующие приказы и постановления:

1. Усилить ответственность директоров театров за соблюдение
авторских прав, своевременное заключение и неукоснительное выполнение авторских
договоров. Ввести жесткие административные наказания для руководителей театров,
нарушающих авторские права.

2. Запретить театрам предлагать ставки авторского гонорара
ниже, чем они определены в постановлении правительства № 218.

3. Установить приказом безусловное право авторов
присутствовать на репетициях своих произведений

4. Обязать театры безусловно соблюдать ст. 1266 ГК РФ
«Неприкосновенность авторского произведения». Установить административную
ответственность руководителей за ее нарушение.

5. Вменить в обязанность театрам извещать авторов о дате
предстоящей премьеры и о факте состоявшейся премьеры.

6. Установить обязанность театров высылать автору видеозаписи
спектакля по его произведению, афиши, фотографии, рецензии.

7. Разработать систему продажи билетов и финансовой
отчетности театров, исключающую возможность неправильного начисления авторского гонорара.